Что такое когнитивные нарушения?
К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков.
Как в норме, так и при патологии, лучше запоминаются эмоционально окрашенные события. Поэтому, в легких случаях забывчивость касается малозначительных событий. Можно забыть, что куда положил, как зовут недавних знакомых, что нужно сделать в течение дня. Иногда бывает трудно сосредоточить внимание или подобрать нужное слово в разговоре. Часто появляются трудности ориентировки на местности или при денежных расчетах.
В те или иные периоды жизни память и другие когнитивные способности подводят каждого из нас. Поэтому не стоит придавать большого значения единичным случаям забывчивости. Однако если забывчивость стала Вашим постоянным спутником, если она обращает на себя внимание окружающих и имеет тенденцию к нарастанию, то следует обратиться к врачу-неврологу и проверить, как работает Ваш мозг. При отсутствии лечения когнитивные нарушения могут прогрессировать вплоть до степени деменции (слабоумия).
Нейропсихологическое тестирование - как метод объективизации нарушений памяти
Неврологи проверят когнитивные функции с помощью специальных методов исследования, которые называются нейропсихологические тесты. Такие тесты представляют собой специальные упражнения на запоминание и воспроизведение слов или рисунков, узнавание изображений, выполнение определенных двигательных программ, решение задач, пробы на сосредоточенность и концентрацию внимания. Такое исследование позволяет точно определить, в каком состоянии находятся когнитивные функции и имеются ли нарушения. Кроме того, данное исследование поможет подобрать максимально эффективное лечение.
Причины когнитивных нарушений
Когнитивные нарушения могут быть органическими и функциональными. Функциональные когнитивные нарушения развиваются в отсутствии непосредственного поражения вещества головного мозга.
Причинами функциональных когнитивных расстройств могут быть переутомление, нервные стрессы и перегрузки, отрицательные эмоции. Функциональные когнитивные нарушения развиваются в любом возрасте. Они не опасны и всегда проходят или значительно уменьшаются после устранения причины нарушений. Однако в некоторых случаях функциональных нарушений может потребоваться медикаментозное лечение.
Органические когнитивные нарушения возникают в результате повреждения вещества головного мозга тем или иным заболеванием. Органические когнитивные нарушения чаще встречаются у пожилых людей и обычно носят более устойчивый характер. Однако правильное лечение и в этих случаях позволяет добиться улучшения и препятствует дальнейшему нарастанию нарушений.
Самые частые причины органических когнитивных расстройств
1. Недостаточность кровоснабжения головного мозга.
К недостаточности кровоснабжения головного мозга приводят такие заболевания как гипертоническая болезнь, сердечно-сосудистая патология и инсульты. Очень важно своевременно диагностировать данные заболевания и правильно их лечить, чтобы не допустить развития осложнений. Особое внимание следует уделять артериальному давлению, поддержанию нормального уровня сахара и холестерина.
2. Возрастное уменьшение массы головного мозга (атрофия).
При возрастной атрофии головного мозга, развиваются более выраженные нарушения когнитивных функций. Данное патологическое состояние получило название болезни Альцгеймера и является прогрессирующим заболеванием, но темпы нарастания когнитивных расстройств значительно варьируют. Как правило, симптомы нарастают медленно и в течение многих лет больные сохраняют независимость и самостоятельность. Большое значение имеет адекватная терапия данного заболевания, так как современные методы лечения позволяют добиться улучшения и длительной стабилизации симптомов.
3. Причиной когнитивных нарушений могут быть:
- другие заболевания головного мозга,
- сердечно-сосудистая недостаточность,
- болезни внутренних органов и обмена веществ,
- злоупотребление алкоголем или другие отравления.
В каждом случае причину забывчивости устанавливает врач-невролог в ходе всестороннего клинического и инструментального обследования.
Что необходимо для улучшения памяти
1. нормализовать режим труда и отдыха,
2. принимать лекарственные средства, назначенные врачом,
3. заниматься тренировкой памяти и внимания.
Режим труда и отдыха
Будучи очень ранимым, головной мозг реагирует практически на любые негативные изменения образа жизни. Даже если Вы просто недостаточно выспались или перенервничали, память уже будет работать немного хуже. Поэтому, если Вы недовольны своей памятью, подумайте, что Вы сами можете изменить в своей жизни.
Планируйте свою работу хотя бы на неделю вперед. Обязательно ведите ежедневник, в котором отмечайте все запланированные дела. Это поможет Вам разгрузить Вашу память. Вы достигнете больших успехов и сэкономите время.
Не следует перегружать себя в ущерб собственному здоровью, какие бы блага это не приносило, они того не стоят. Каждый день у Вас должно оставаться время для отдыха, чтобы восстановить силы и сделать Вашу жизнь более полной и интересной.
Доставляйте себе удовольствия. Посетите выставку, сходите в театр или кафе или куда-нибудь еще. Найдите то, что Вам действительно интересно и сделайте каждый день приятным себе.
Если у Вас есть хронические заболевания, тщательно соблюдайте все рекомендации Вашего лечащего врача. Особенно важно своевременно и правильно лечить гипертоническую болезнь, другие заболевания сердечнососудистой системы, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы. Если Вы курите, откажитесь от этой пагубной привычки или хотя бы уменьшите число выкуриваемых сигарет. Очень вредно для памяти также злоупотребление алкоголем.
Методы тренировки памяти и внимания
Очень часто повышенная забывчивость связана с невнимательностью. В этих случаях могут быть полезны некоторые так называемые мнемонические приёмы, позволяющие увеличить концентрацию внимания.
1. Метод "мест". Представьте себе план своей квартиры. Начните с входной двери, а затем переходите из комнаты в комнату в том порядке, который Вам наиболее привычен. Пронумеруйте все предметы обстановки («места») и составьте их перечень. Хорошо выучите этот перечень «мест», а затем пользуйтесь им для запоминания любой информации. Для этого нужно просто придумать какую либо связь между этой информацией и каким-либо "местом" в квартире. А чтобы вспомнить, нужно будет еще раз мысленно "пройти по квартире" и посмотреть, что "лежит на каждом месте".
2. Метод "слов-вешалок". Сначала необходимо заучить ряд слов, с которыми будут устанавливаться ассоциативные связи. Эти слова будут служить в качестве "вешалок". Затем на эти "вешалки" нужно "развесить" другие подлежащие запоминанию элементы, вообразив какую-либо связь между "словом-вешалкой" и запоминаемым элементом.
3. Метод "визуальной цепочки". Используется, например, при запоминании списка слов. Первое и второе слово из списка объединяют с помощью какого-либо зрительного образа. Затем этот образ дополняется признаками, связанными с третьим, четвертым и так дальше словом. Затем, чтобы вспомнить слова, необходимо восстановить в памяти образ. Например, запомнить такие три несвязанных между собой слова как «холод-рама-книга» можно путем следующей ситуационной ассоциации: на улице холодно, я сижу дома, возле оконной рамы и читаю книгу.
4. Метод намека первыми буквами. Выделяются первые буквы запоминаемых слов, из них образуется новое слово, которое и нужно запомнить.
5. Метод истории. Нужно придумать простую и легко представляемую историю со словами, предъявляемыми для запоминания.
7. Метод ассоциации. Постарайтесь найти эмоционально окрашенные ассоциации в предъявляемом для запоминания материале.
8. Заучивание стихов.
9. Разгадывание японских кроссвордов.